Вернуться к обычному виду

Памятка: Безопасность на транспорте


05.11.2014

Введение



В силу своей чрезвычайной опасности терроризм превратился сегодня в одну из первоочередных проблем человеческого общества. Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших перестали быть исключительными событиями и в нашей стране.

В Краснодарском крае оперативная обстановка имеет свою специфику, связанную с приграничным положением региона, стратегической важностью портов и проходящих по его территории транспортных коммуникаций, реализацией важных для страны экономических проектов. При этом, террористические угрозы в крае обуславливаются в большей мере внешними факторами, основными из которых являются территориальное соседство края с регионом проведения контртеррористической операции и так называемыми "тлеющими" точками бывших вооруженных конфликтов, высокий уровень этнической миграции из регионов Северного Кавказа, закавказских и среднеазиатских государств, наличие среди мигрантов лиц, обладающих опытом участия в вооруженных конфликтах и иных криминальных элементов.

В таких условиях резко возрастает необходимость проведения на объектах автотранспорта активной профилактической работы, адекватной изменениям в тактике отечественного и международного терроризма, проявившимся в последнее время.

Данные рекомендации подготовлены на основе методик, разработанных УФСБ, ГУВД, ГУ МЧС по Краснодарскому краю, ориентированы прежде всего на персонал предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Они предназначены для проведения соответствующих занятий с сотрудниками и использования в профилактической работе по противодействию терроризму в целом.




Что надо знать об исполнителях террористических актов


Типовой портрет террориста по оценке силовых структур позволяет конкретизировать круг лиц, вызывающих повышенное подозрение при перемещении по территории страны, нахождении в определенных местах, проявлении интереса к определенной информации. Анализ и оценка террористических актов, совершенных в мире и в России за последние годы позволил правоохранительным органам выделить 6 наиболее распространенных типов террористов - смертников: 1) террористы “зомби”; 2) террористы из мести; 3) террористы “патриоты” (за “веру”); 4) террористы за деньги; 5) террористы “поневоле”; 6) террористы “маньяки” (имеющие бредовые идеи). Для всех перечисленных категорий вычленен ряд общих, характерных в поведении факторов, позволяющих обратить на них внимание. Итак:

1. Террорист “Зомби”. Зомбирование (психопрограммирование) означает такую психическую обработку человека (обычно с использованием гипноза и психотропных веществ), при котором он получает “установку” на конкретное действие. В данном случае он программируется на совершение террористического акта. Таким образом, террористический акт совершается человеком, не осознающим что он делает, его поведением управляет другой человек. При этом зомбированию могут подвергнуться как психически здоровые лица, так и лица с различной степенью психических расстройств.

Отличительные признаки террориста - “зомби”: отсутствие каких–либо эмоций (безразличное выражение лица и холодный взгляд), движения однообразные, жестикуляция невыразительная, контакты с другими людьми отсутствуют или случайны. Чем сильнее человек подвергался зомбированию, тем сильнее проявляются внешне эти отличительные признаки. Наиболее подвержены зомбированию подростки, которые в силу своего возраста наивны и легко поддаются влиянию. При возникновении незапрограммированной преграды (задержания сотрудниками милиции) террорист “зомби” теряется, ищет как бы поддержки со стороны, у него появляется ощущение беспокойства и тревожности. При этом он, может быть запрограммирован на “самоликвидацию”.

2. Террорист “мститель”. Такого террориста можно определить по проявлениям эмоциональной холодности (или даже негативным эмоциям в отношении окружающих) и высокого самоконтроля. В ходе возникшего контакта, у него отмечается неадекватное эмоциональное реагирование, возрастание тревожного и агрессивного состояния, плохо скрываемое чувство ненависти. Со стороны такого террориста возможна вспышка словесной или даже физической агрессии. Террорист не желает отвечать на вопросы (и не понимает этих вопросов), стремится к немедленному уходу от возникшей на пути к цели “преграды”. Таким образом, его поведение никак не соответствует поведению обычного человека, попавшего в подобную ситуацию. Необходимо учитывать, что некоторые «террористы из мести» также могут быть подготовлены к совершению террористических актов путем “зомбирования”.

3. Террорист “патриот” (“за веру”). Это самый распространенный тип террориста. Под воздействием опытных инструкторов у него формируется фанатичное убеждение в своей вере, идеях и образ врага в виде представителей другой веры или другой национальности, высокий дух самопожертвования. Совершение террористического акта он воспринимает как “джихад” против “неверных”, как подвиг за веру или освобождение своего народа. Он осознает что, совершая террористический акт, жертвует собой, убивает окружающих его людей и к этому стремится. Такой террорист фанатически предан своей религии, идеям, крайне подозрителен, хладнокровен, уверен в своих силах, находится в постоянной готовности к совершению террористической акции. К окружающим относится подозрительно, при случайном контакте с людьми вспыльчив, агрессивен. Отмечается также высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим его людям. На вопросы отвечает резко после короткой паузы, в ответах отчетливо звучит грубость. При неумелой попытке обезвредить такого террориста, последствия могут быть непредсказуемы.

4. Террорист “за деньги”. Он идет на совершение теракта из–за корыстных побуждений (выполняя задание тех, от кого находится в полной финансовой зависимости, или, находясь в крайней нужде и пытаясь материально обеспечить свою семью). Такой террорист характеризуется отсутствием идейных побуждений и безразличием к окружающим. Психоэмоциональное состояние террориста “за деньги” характеризуется внутренним напряжением, беспокойством, нервозностью. Эти чувства резко возрастают при возникновении на его пути какого–либо препятствия (например милицейского поста). Внешние проявления его состояния: суетливость, озирание по сторонам, частая перемена позы, нервное теребление частей одежды, ручки или ремешка сумки (пакета, рюкзака). При его задержании для беседы у него могут наблюдаться следующие признаки: изменение цвета лица (побледнение, покраснение, покрытие пятнами), выступание пота, частое моргание, покашливание, подергивание отдельных мышц лица, усиленная мимика рта, частое облизывание губ или сглатывание слюны. Голос такого террориста чаще высокий, речь быстрая или прерывистая. Могут наблюдаться голосовые спазмы. Чрезмерное состояние тревожности и беспокойства может привести его к нервному срыву.

5. Террорист “поневоле”. К совершению теракта могут подтолкнуть человека и путем шантажа (взятие в заложники членов его семьи, угроза преданию огласки каких-либо дискредитирующих данного человека сведений и т.д.) или по решению шариатского суда за совершенные преступления (глубоко верующего таким образом заставляют искупить вину перед богом). Такой человек считает, что у него нет выбора и он жертвует собой от “отчаяния”. Лицо у такого террориста чаще угрюмое, бледное, болезненное, настроение пониженное, движения замедленные, жестикуляция невыразительная. Он молчалив, погружен в собственные мысли, безразличен к окружающим людям и к происходящим событиям. При разговоре он не смотрит собеседнику в лицо, избегает контакта глаз. Голос у такого террориста обычно приглушенный, речь замедленная. Перед ответом на поставленный вопрос могут наблюдаться длительные паузы.

6. Террорист “маньяк” (имеющий бредовые идеи). Чаще это террорист “одиночка”, страдающий различными видами психических отклонений (последствия черепно–мозговой травмы, болезней головного мозга, употребления алкоголя, наркотиков). В силу своих психопатологических особенностей и навязчивых идей, он любой ценой жаждет славы (“мания величия”), уничтожить преследующих его “врагов” (“мания преследования”) или желает переустроить страну (мир, вселенную). Особенно опасен такой террорист, если его сознанием умело манипулирует террористическая организация. Отличительные признаки этого террориста : замкнутость, неуравновешенность и резкие перемены настроения, раздражительность и агрессивность, истеричность, суетливость в движениях или в словах. Нередко могут наблюдаться признаки сварливости, обидчивости, а также стремление произвести впечатление. При попытке задержания, он обычно не оказывает ожесточенного сопротивления.

Достаточно широкое распространение при совершении терактов получило использование боевиками, женщин, так называемых «шахидок». Потенциальная смертница – это, как правило, одинокая женщина, чаще вдова или разведенная, малообеспеченная, живущая вне семьи, легко попадающая под чужое влияние. Основной возраст – от 15 до 32 лет. Чаще всего в ее кругу общения уже были террористические активисты или родственники, пострадавшие от федеральных силовых структур. Во внешнем виде наблюдается использование атрибутов маскировки - перекрашенные волосы, макияж; ношение необычной одежды, например, не соответствующей погоде для сокрытия взрывчатых средств (в жаркий день - очень свободная, с большим количеством карманов). Одежда, как правило, своеобразная - старая, темная. Однако в последнее время «бомбисты-самоубийцы» стали использовать новую тактику, пытаются быть похожими на представителей коренного населения, переодеваются в форму военных.

Они испытывают состояние, подобное стрессу, поэтому чаще оглядываются по сторонам, облизывают губы, у них появляются приступы жажды, наблюдаются резкие движения, повороты.

Во время движения нервничают (могут все время поправлять предметы одежды, что-то говорить «себе под нос», сильно потеть), пытаются слиться с группой людей, сильно от них отличающихся, избегают встречи с сотрудниками правоохранительных органов.

Человек, намеревающийся совершить теракт, испытывает сильнейшую тревогу, страх, волнение, ненависть. Эти состояние можно фиксировать по динамике лица, резким движениям, поворотам головы. Человек в состоянии тревоги испытывает чувство преследования, поэтому часто оглядывается. Иногда «смертница» многократно приходит на место преступления, не решаясь на это. Ведь они люди, которым тоже присуще чувство страха. Даже под воздействием гипнотического влияния избавиться от него сложно. Если человек в нормальном состоянии желает совершить теракт и готов к этому, то тогда гипноз может помочь ему уменьшить чувство страха. Но если человек внутренне не готов, даже гипноз не будет эффективен, организм как бы тормозит гипнотическое воздействие при этом проявляются остаточные или явные следы наркотического воздействия или «зомбирования», суженного состояния сознания, отрешенности, программируемого поведения, страха, смешанного с нерешительностью. Либо, другой вариант, целенаправленность в движениях, решительные действия при общей отстраненности от происходящего, несоответствие настроения окружающей обстановке.

Несмотря на многообразие типов террористов - «смертников», у них много общего. Нахождение в постоянном психоэмоциональном стрессе, вызванном мыслями о смерти и страхом попасть живым в руки “спецслужб”, вызывают тревожное состояние (обостряются чувства беспокойства, подозрительности и недоверия к окружающим их людям, раздражительности, особенно при неожиданных контактах с людьми). Необходимо отметить, что сильный страх перед “задержанием” редко означает, что террорист–смертник боится разоблачения и наказания. Он боится того, что его задержание не позволит реализовать задуманный террористический акт. Внешними проявлениями такого страха являются: бледное (или сильно покрасневшее) лицо, угрюмый взгляд, потливость (особенно руки), дрожание пальцев рук, скованные движения. Перед продвижением вперед он наблюдает за действиями других людей, при нахождении впереди сотрудников милиции стремится изменить направление движения и обойти их. Учитывая, что преобладающее большинство террористов–смертников находятся в состоянии повышенной тревожности, следует помнить, что возможны непредвиденные ситуации при контакте с подозрительным лицом.

Обычно террорист-смертник для прибытия на объект теракта одевается и ведет себя так, чтобы ничем не выделяться от окружающих его людей. Поэтому, следует особое внимание обращать на выявление внешних психофизиологических проявлений, особенностей разговорной речи, поведения, реакции на неожиданные ситуации. Психологами установлено, что в процессе общения людей более 65% информации передается посредством движений, поз, жестов, мимики, взгляда и т.д. При этом такая информация точно соответствует мыслям, эмоциям и желаниям человека и эту информацию практически невозможно искусственно исказить, так как она происходит на подсознательном уровне.

При возникшем контакте необходимо внимательно наблюдать, соответствуют ли слова его жестикуляции, позе, мимике (в том числе выражению глаз, губ), особенностям речи, состоянию кожных покровов (побледнение, покраснение, покрытие “пятнами”, выступание пота и т.д.). Страх разоблачения вынуждает террориста тщательно (с паузами) подбирать слова к ответу, уклоняться от прямых ответов, совершать речевые ошибки. Лицо у него бледнеет или наоборот, краснеет, покрывается пятнами, появляется пот. Может наблюдаться расширение зрачков, нервное подергивание отдельных мышц лица, облизывание губ, частое глотание слюны и т.д. Необычно звучит и голос (дрожание голоса, хрипота или “осиплость”.).

Таким образом, для того чтобы установить в толпе людей террориста–смертника, необходимо обращать внимание не только на внешний вид и одежду, носимые вещи подозреваемого лица, но и на его походку, жестикуляцию рук, выражения лица, особенности голоса и другие проявления его поведения.


Признаки подготовки терактов на объектах автотранспорта и поведения террористов в пассажиропотоке


С учетом высокой террористической уязвимости объектов пассажирского автотранспорта практически всему персоналу автотранспортного предприятия необходимо иметь представление о признаках подготовки террористических актов на объектах автотранспорта.

Основными из них и могущими стать заметными для сотрудника автотранспортного предприятия ( из числа ИТС, диспетчеров, контролеров, механиков, водителей, то есть лиц, не обладающих специальной оперативной подготовкой) являются:

- появление в окружении объектов транспорта, в том числе с массовым скоплением людей лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки, повышенный или слабо мотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта;

- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т.д.;

- изучение маршрутов и графиков передвижения нарядов ППС, ДПС и ведомственной охраны в районе планируемой акции;

- необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;

- проникновение в технические помещения структурных объектов транспорта (подвалы, чердаки многоэтажных зданий) лиц, не имеющих отношения к обслуживанию указанных объектов;

- использование документов и формы работников транспорта, дающих право прохода на территории объектов транспорта, пунктов управления, посадки в транспортные средства;

- преднамеренное оставление вещей в местах сосредоточения пассажиров, в т.ч. и в самом транспортом средстве.


Не менее значимым для выявления потенциальных террористов является знание признаков поведения террористов в пассажиропотоке:


- внимательное изучение обстановки на объекте транспорта, стремление уклониться от контакта с нарядами из сотрудников милиции или военного патруля;

- уклонение различными способами от досмотров (проверки документов) при посадке в транспортные средства;


- нежелание приобретать проездные документы на транспорт в установленном порядке, т.е. по документам, удостоверяющим личность с намерением осуществить посадку в транспортное средство по договоренности с проводником вагона, выдачей билета начальником поезда, посадочным контролером или водителем автобуса.

- посадка и высадка из транспортных средств позднее пункта отправления и ранее пункта назначения. Выбор для посадки/высадки малолюдных станций (остановочных пунктов), населенных пунктов;

- полное отсутствие багажа;

- нервозность без видимых причин при посадке в транспортное средство или при проведении досмотра ручной клади;

- сдача в камеру хранения вещей одним лицом, а получение другим.

- неприбытие на посадку после сдачи вещей в багаж, незапланированная высадка на станции, не являющейся конечным пунктом назначения согласно проездному документу;

- нанесение во время движения транспортного средства различных пометок, условных обозначений на топографические карты, схемы и чертежи.

Террориста-смертника, использующего взрывное устройство типа «пояса шахида», демаскирует наличие подозрительных выпуклостей на теле, также взрывное устройство может быть замаскировано под бытовой предмет (сумку, магнитофон, детскую коляску, игрушку, малогабаритные продукты питания в промышленной упаковке и т.п.).

В процессе транспортировки взрывного устройства террорист будет стараться постоянно контролировать и периодически проверять его наличие, не допускать его случайного обнаружения посторонними людьми, не станет надолго покидать автобус.

Автовокзал, автостанция, особенно крупные, могут стать и объектом, где в качестве взрывного устройства могут быть использованы припаркованные транспортные средства. В этой связи их персоналу рекомендуется обращать внимание припаркованные вблизи вокзалов и станций автомобили прежде всего отечественных марок, имеющих неприглядный внешний вид, не имеющих номерных знаков, талонов о прохождении технического осмотра, стикеров страховых компаний. Демаскирующим признаком для потенциальных террористов может стать их необъяснимое замешательство, растерянность или испуг при внезапном появлении посторонних лиц во время загрузки транспортного средства.

Вероятны ситуации скрытого оставления террористами на территории автовокзала (автостанции) замаскированного взрывного устройства. В этой связи надо знать:


Свертки, коробки и прочая упаковка с взрывным устройством обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных предметов:


- сходство с предметами "военного" происхождения (мины, гранаты и т.д.);

- брикеты порошка серого, синего, белого цвета в смеси (в комплекте) с металлическими предметами, коробочками, проводками, батарейками и т.д.;

- наличие на новом конверте (коробке и т.д.) масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;

- необычный запах (миндаля, марципана, жженой пластмассы и др.) совершенно не к месту и не по сезону;

- работа часового механизма (тиканье) в вещах, в автомобиле;

- особенно тщательную заделку тары, коробки и т.д., в том числе липкой лентой, бумажными полосками и т.д.;

- наличие антенны у предметов;

- самодельная не стандартная упаковка коробок, банок, сумок и т.д.


Следует иметь в виду, что взрывное устройство в виде сумки, кейса, коробки (предмета,который можно передвигать) может взрываться при попытке сдвинуть его с места, поднять или открыть. Главное отличие таких ловушек - появление их как бы не к месту и без хозяина. Кроме того, надо учитывать, что взрывное устройство может срабатывать при включении предметов бытовой техники, работающей от электрической сети, мобильных телефонов, носимых радиостанций.


Если обнаружено взрывное устройство


При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

  • Не курить.

  • Не пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами, а также средствами связи (мобильные телефоны, носимые радиостанции).

  • Не трогать руками и не касаться с помощью других предметов.

  • Не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать.

  • Место обнаружения предмета немедленно покинуть, оповестив окружение и приняв меры к обеспечению охраны.

  • Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы.


Если взрыв все же произошел, необходимо:


  • Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги.

  • Как можно скорее покинуть это здание и помещение.

  • Ни в коем случае не пользоваться лифтом.


К сожалению, никто не защищен от ситуации, при которой реальностью может стать захват террористами заложников. Правоохранительными органами в такой ситуации рекомендуются несколько универсальных правил:

- постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступать с ними в беседу, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана. Выполняйте их требования и не реагируйте на их действия в отношении других заложников;

- не нарушайте установленных террористами правил, чтобы не спровоцировать ухудшения условий вашего содержания. Не следует, например, пробовать связаться с родными, или правоохранительными органами. Если об этом станет известно вашим похитителям, они воспримут это как неподчинение и, как минимум, сделают режим вашего содержания более жестким,

- может наступить такой момент, когда забота о состоянии собственного духа и тела станет казаться вам бессмысленной. Тем не менее, в такой ситуации очень важно не забывать о личной гигиене, делать физические упражнения. Нельзя позволять себе сосредотачиваться на переживаниях. Способов отвлечься существует немало: пытайтесь придумать себе какую-либо игру, вспоминать полузабытые стихотворения, анекдоты и т.п. Для верующих большим подспорьем является молитва.

Пребывание в заложниках наносит психическую травму даже весьма стойким людям. Освобожденных нередко тяготят чувство вины и стыда, утрата самоуважения, разного рода страхи. Помните, что это нормальная для бывших заложников реакция. Для возвращения к нормальной жизни требуется довольно длительный период.

Заложники обычно находятся в условиях резкого ограничения свободы перемещения и отсутствия средств связи. Они не располагают информацией о том, что происходит во внешнем мире, как развиваются события вокруг захвата. Это осложняет принятие решений. Если заложнику разрешили вступить в контакт с родными, следует успокоить близких и попросить приложить максимум усилий для освобождения. Также при разговоре с родственниками надо объяснить, если вы имеете такую информацию, каковы требования похитителей.


«Машину – к осмотру!»


Наиболее значимая роль в возможном предотвращении терактов с использованием пассажирского автотранспорта принадлежит водительскому составу. В этой связи каждый водитель должен знать порядок осмотра транспортного средства с целью обнаружения взрывного устройства.

Рекомендации по обнаружению взрывного устройства в пассажирском автотранспорте:

Сначала провести внешний осмотр автобуса (маршрутного такси). Обойдите транспортное средство, проверьте внутреннюю поверхность крыльев колес, выхлопную трубу и днище бензобака. Ищите все подозрительное: любые провода, изоленту или другие предметы, прикрепленные к автобусу (такси). Осуществляйте более тщательную проверку автобуса (такси), если он (оно) находился без присмотра в течение длительного промежутка времени. Убедитесь, что на замках дверей и багажника нет следов взлома. Любые следы инструмента будут означать, что кто-то пытался проникнуть в автобус. Осмотрите салон автобуса через окна - нет ли там странных предметов или пакетов, которые могут выглядывать из-под сидений или панели приборов.

В соответствии с рекомендациями правоохранительных органов настораживающими признаками террористических актов должны служить следующие факты:

- автомобиль по неясным причинам изменил свое положение на стоянке, открыт дверной замок, но следы взлома отсутствуют;

- спущено одно из колес;

- приоткрыт капот или багажник;

- изменилось положение вещей (одежды), ранее оставленных в автомобиле;

- появление какой-то новой детали, предмета внутри или снаружи пассажирского автотранспортного средства, в помещении или на территории;

- остатки упаковочных или крепежных материалов, изоляционной ленты, обрезки проводов около транспортного средства или внутри салона;

- натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленные к любой части транспортного средства;

- появление электрических проводов, где их раньше не было и без видимой причины;

- бесхозные сумки, коробки, чемоданы, пакеты и другие "забытые вещи";

- оставленный "мусор": пакеты, упаковки в т.ч. из под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.д.;

- неоднородности внешней среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.), причем эти изменения произошли совершенно без видимых причин.


Помните:

- в автомобиле взрывное устройство может быть установлено на любой движущейся детали или на детали, через которую проходит электрический ток. Например, взрывные устройства могут быть подсоединены к зажиганию, фарам или внутреннему освещению. Они могут быть подсоединены сиденьям и дверям, срабатывать при повороте руля или при колебании транспортного средства;

- взрывные устройства могут быть приведены в действие при помощи дистанционного управления, портативной (носимой) радиостанции, пульта управления детской моделью самолета;

- взрывные устройства могут срабатывать от часового механизма или детонатора. Они могут устанавливаться в бензобак, рядом с переборкой салона, под крыльями или внутри подголовников сидений;

- взрывное устройство величиной с мыльницу вместе с детонатором, срабатывающим от колебаний, может быть установлено под бензобаком машины. Для этого террористу достаточно нескольких секунд, чтобы нагнуться под предлогом того, что у него развязался шнурок, вынуть бомбу из одежды и прикрепит ее на днище транспортного средства или под крыло;

- взрывные устройства, подключаемые к зажиганию, требуют гораздо больше времени для установки, поэтому это возможно только в том случае, если транспортное средство оставлено без присмотра в течение длительного промежутка времени.

Специалистами-саперами правоохранительных органов при специальном, целенаправленном (для выявления взрывного устройства) осмотре пассажирского автотранспорта рекомендуется условно делить пассажирское автотранспортное средство на слдующие зоны поиска – переднюю, заднюю, багажное отделение и салон.

При осмотр передней части необходимо проверить : внутреннюю часть бампера (особое внимание обращать на возможное крепление взрывного устройства при помощи клейкой ленты, магнитных приспособлений), полость радиатора, воздуховоды системы вентиляции, пространство между воздушным фильтром и карбюратором, пространство под аккумуляторной батареей и в самом аккумуляторе, декоративные колпаки колес, пространство за фарами в передних крыльях.

При осмотре задней части пассажирского автотранспорта необходимо проверить: запасное колесо, пространство под ковриками и декоративной отделкой, задние крылья и бампер, колпаки задних колес, бензобак, (могут быть установлены ложные баки), наличие герметичных контейнеров, внутри бензобака, пространство под обшивкой задних дверей.

В багажном отделении внимательно осматривается его содержимое внутреннюю часть крышки багажного отделения (составные части).

При осмотре салона необходимо проверить: пространство за радиоприемником, верхнюю и боковые части перчаточного ящичка, воздуховоды системы вентиляции, ковер (особое внимание обращать на наличие вздутий, разрывов, швов), предметы в салоне, коврики (наличие полостей), пространство между сиденьями и спинками кресел, пространство под сиденьями (пружины), обивку дверей и потолка ( с использованием фонаря и зеркала), полости в полу и подголовнике, консоль).

При осмотре спецмашин (автокраны, фургоны, автоцистерны) кроме вышеперечисленного проверяется машинное отделение, все загрузочные люки, кабина крановщика, подъемная стрела, ковши, шланги.).

В ходе осмотра могут быть обнаружено взрывчатые вещества.

Поэтому необходимо знать:

Взрывчатые вещества (ВВ) это химические соединения или смеси, которые под воздействием определенных внешних воздействий способны взрываться. Взрыв - процесс превращения взрывчатого вещества в большое количество сильно сжатых и нагретых газов, которые, расширяясь, производят разрушение. Отличие взрыва от обычного процесса горения только в скорости. По скорости, взрывы делятся на два типа: горение и детонация.

Так, порох взрывается горением, а тротил, гексоген, аммонит и подобные веществ взрываются детонацией. При детонации возникает ударная волна, которая движется со сверхзвуковой скоростью (7 тысяч   метров в секунду).

Для того, чтобы произошел взрыв, необходимо внешнее воздействие. Оно бывает нескольких типов:

  • механическое (удар, накол, трение);

  • тепловое (искра, пламя, нагревание);

  • химическое (химреакция взаимодействия какого-либо вещества с ВВ);

  • детонационное (взрыв рядом с ВВ другого ВВ).

Из всех ВВ наиболее опасны бризантные - именно ими снаряжают снаряды, мины, бомбы, фугасы. Есть еще инициирующие – типа ртути и метательные – типа пороха.

Самые мощные среди бризантных - гексоген, тэн, тетрил.
Средней мощности - тротил, мелинит, пластит.
Пониженной мощности – аммиачная селитра.

Бризантность – способность ВВ разрушать.

Мощность ВВ измеряется в тротиловом эквиваленте (мощность тротила условно принимается за единицу). ВВ повышенной мощности на 35% сильнее тротила, а ВВ пониженной мощности на 20-30% слабее тротила.

Гексоген - белый кристаллический порошок без вкуса и запаха. В воде не растворяется, токсичен. Свое название получил из-за внешнего вида структурной химической формулы.

Тэн, (тетранитрат пентаэритрита) - белый кристаллический порошок. Нерастворим в воде.

Тетрил – порошок из белых кристаллов, желтеющих на свету. Нерастворим в воде.

Тротил – твердое коричневатое вещество, приобретает любые формы. Чаще всего имеет форму брусков бурого цвета, похожих на хозяйственное мыло, иногда его делают похожим на картошку. Запах также немного напоминает хозяйственное мыло, но человек его чувствует с трудом.

Мелинит - твердое кристаллическое вещество желтого цвета, горькое на вкус, встречается в порошкообразном, прессованном и литом  виде. Слабо растворяется в холодной воде, лучше растворяется в горячей воде. Сильно окрашивает кожу рук в желтый цвет.

Пластит - пластичное глинообразное вещество, не растворяется водой, слабо пахнет нефтью.

Аммиачная селитра - чаще всего порошкообразное вещество белого, серого, желтого цвета. Применяется в порошкообразном (не прессованном) виде. Растворяется водой. При повышенной влажности теряет взрывчатые свойства.






Эвакуационные мероприятия


При возникновении угрозы взрыва на объекте пассажирского автотранспорта, как правило, возникает и необходимость в проведении мероприятий по эвакуации людей находящихся на объекте и персонала объекта. Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета похожего на взрывное устройство приведены в этой таблице:


ВУ или подозрительные предметы

Расстояние

Граната РГД-5

Не менее 50 м

Граната Ф-1

Не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 гр

45 м

Тротиловая шашка массой 400 гр

55 м

Пивная банка 0,33 литра

60 м

Чемодан (кейс)

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Автомобиль типа "Жигули"

460 м

Автомобиль типа "Волга"

580 м

Микроавтобус

920 м

Грузовая машина (фургон)

1240 м


Рекомендуемое поведение для сотрудников и пассажиров:

- получив сигнал (сообщение) о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте команды, тех кто руководит эвакуацией. Не допускайте паники, истерик и спешки. Помещение покидайте организованно. Окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.


Что рекомендовать пассажирам ( примерные тексты для использования при разработке памяток, листовок, плакатов)

Правоохранительными органами рекомендуются следующие меры, чтобы избежать опасности или снизить возможный ущерб в случае теракта в пассажирском автотранспорте:

  • стараться не спать во время движения транспортного средства;

  • обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщайте водителю, дежурным по станции или милиционерам;

  • если произошел взрыв или пожар, закройте рот и нос платком и ложитесь на пол салона, чтобы не задохнуться;

  • одевайтесь нейтрально, неброско, избегайте военных цветов одежды и формы, большого количества украшений;

  • не разговаривайте на политические темы, не читайте порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов;

  • не употребляйте алкоголь;

  • в случае захвата транспортного средства выполняйте все указания террористов, не смотрите им прямо в глаза;

  • если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции;

  • ни в коем случае не подбирайте оружие, брошенное террористами - группа захвата может принять вас за одного из них.

Основные меры личной безопасности, которые необходимо соблюдать при передвижении на пассажирском автотранспорте:

  • внимательно осмотрите салон, чтобы убедиться в отсутствии подозрительных предметов и личностей, а также запомните, где находятся экстренные выходы, огнетушитель;

  • в общественном наземном транспорте лучше сидеть, таким образом, уменьшается вероятность поражения в случае взрыва, или при захвате автобуса террористами;

  • надевайте на себя как можно меньше ювелирных украшений;

  • имейте при себе мобильный телефон.

В случае захвата пассажирского автотранспортного средства террористами, эксперты советуют выбрать тактику пассивного сопротивления, не рисковать. При захвате необходимо:

  • выполнять все указания террористов, определив для себя, кто из них наиболее опасен, отдать все вещи, которые требуют террористы;

  • не смотреть в глаза террористам;

  • осмотреться в поисках наиболее укромного места, где можно укрыться в случае стрельбы;

  • если с вами ребенок, постараться быть все время с ним рядом, устроить его как можно более удобно и безопасно;

  • не повышать голоса, не делать резких движений;

  • не пытаться оказать сопротивление террористам, даже если вы уверены в успехе. В салоне может находиться их сообщник, который может взорвать бомбу;

  • как можно меньше привлекать к себе внимание;

  • не реагировать на провокационное и вызывающее поведение;

  • прежде чем передвинуться или раскрыть сумку, спросить разрешения;

  • при начале стрельбы лечь на пол и укрыться за сиденьем, не бежать никуда;

  • если у вас есть компрометирующие документы – спрятать их;

  • держать под рукой фотографии родных и детей.

Штурм пассажирского автотранспортного средства происходит намного быстрее, чем штурм самолета. Если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции. Подчиняйтесь приказам штурмовой группы, не отвлекайте ее вопросами. Ни в коем случае не бросайтесь навстречу вашим спасителям. При освобождении выходите из салона транспортного средства после соответствующего приказа, но как можно скорее. Помогите детям, женщинам, больным, раненым, но не теряйте времени на поиски своих вещей и одежды. Помните, что салон может быть заминирован.


Примерный вариант памятки для пассажиров:


ПАМЯТКА

пассажирам общественного транспорта по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный


При обнаружении в салоне транспорт» бесхозных предметов (коробка, сумка, пакет и другие подозрительные предметы ), которые могут оказаться взрывным устройством, необходимо:

- НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЬ о подозрительном предмете кондуктору или водителю;

  • НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ И НЕ ПРИКАСАТЬСЯ к подозрительному предмету;

  • НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ вблизи подозрительного предмета сотовыми телефонами;

  • ПРЕДОТВРАТИТЬ доступ к нему других людей;

  • ПОКИНУТЬ опасную зону, по возможности, не проходя вблизи подозрительного предмета.


ВНИМАНИЕ АНТИТЕРРОР!



Руководителям автотранспортных предприятий


Рекомендуемые организационно-практические меры по профилактике террористических угроз:


- организация эффективного пропускного и внутриобъетового режимов при входе и въезде на территорию объекта;

- поддержание постоянных рабочих контактов с сотрудниками территориального подразделения милиции и ФСБ;

- практическое внедрение на всех автотранспортных предприятиях, независимо от форм собственности, разработанных департаментом по транспорту и связи Краснодарского края «Типовой инструкции по организации защиты объектов предприятий автомобильного транспорта на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера» и «Типовой инструкции по организации защиты объектов автовокзалов (автостанций) на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера»;

- применение на объекте систем сигнализации, аудио и видеоконтроля, систем управления и контроля доступа на объекты, досмотровой техники (зеркала, стационарные и ручные металлодетекторы, детекторы паров взрывчатых веществ (ВВ), тепловизоры и др.).

- принятие мер по оборудованию автобусов междугороднего сообщения камерами видеонаблюдения за салоном, средствами навигации и связи с правоохранительными органами;

- выделение времени для осмотра на каждой остановке салонов автобусов междугороднего сообщения, включив эту задачу в функциональные обязанности водителей;

- размещение памяток водителям и пассажирам по действиям в условиях террористических угроз на автовокзалах и автостанциях, в пассажирских автотранспортных средствах;

- принятие мер по запрету водителям приема пакетов и свертков для передачи кому-либо по маршруту следования;

- принятие мер по запрету остановок автобусов междугороднего сообщения вне остановочных пунктов, в том числе у придорожных рынков, посадки-высадки пассажиров в пути следования;

- организация поочередного приема пищи водителями пассажирских междугородних автобусов таким образом, чтобы один из водителей постоянно находился в автобусе;

- принятие мер оборудованию на вокзалах специальных «зон» для посадки пассажиров, оснащению их необходимым оборудованием для контроля багажа и ручной клади, организации осмотров багажа совместно с кинологами;

- организация ежедневных обходов территорий объектов и осмотров мест сосредоточения опасных веществ для своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов.

- организация периодических комиссионных проверок, имеющихся складских помещений;

- тщательная проверка сотрудников, принимаемых на работу;

- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов и органов по делам ГОЧС инструктажей и практических занятий по действиям в условиях возможных террористических актов;

- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

- проведение регулярных инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.


При обнаружении взрывного устройства или подозрительных предметов руководитель предприятия обязан обеспечить эвакуацию сотрудников на безопасное расстояние, а также организовать оцепление. Необходимо пресекать попытки самостоятельно разминировать взрывное устройство, или посмотреть на содержимое подозрительного предмета. Также необходимо немедленно поставить в известность правоохранительные органы.

Обнаруживших подозрительный предмет или взрывное устройство надо обязать дождаться прибытия оперативно-следственной группы. Для этого необходимо зафиксировать их личные данные. Помимо этого руководитель должен обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения взрывных устройств автомашин правоохранительных органов, скорой помощи, органов управления МЧС, служб эксплуатации.

В случае захвата заложников на предприятии все рекомендации, данные в абзаце "При захвате в заложники" сохраняют свою силу, однако должностным лицам надо учесть несколько факторов. Им следует, по возможности, незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы. Им нельзя вступать в переговоры с террористами по своей инициативе. По возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Руководители предприятий не должны допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам. Должностное лицо должно оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.













ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЪЕКТА АВТОПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие обязанности руководителя объекта (лица, его замещающего), начальника смены (диспетчера), всего персонала объекта при угрозе совершения террористического акта или возникновения ЧС

1. Руководитель.

С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта (возникновении ЧС),-

обязан:

- оценить реальность угрозы для персонала и объекта в целом;

- уточнить у начальника смены (диспетчера), начальника караула (служ бы охраны) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте или вблизи него;

- отдать распоряжение о доведении полученного сообщения до террито риальных органов ФСБ, МЧС, внутренних дел, руководителей соседних предприятий, усилении охраны объектов, приведении в готовность соответствующих формирований ГО;

- поставить задачу руководителям структурных подразделений (участков, цехов) на ограничение доступа посторонних лиц на свою территорию, обязать их немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) ему лично или через диспетчера;

- организовать немедленную эвакуацию персонала с угрожаемого участка (места) территории объекта, при невозможности определения конкретного участка (места) проведения террористического акта (ЧС) - со всего объекта;

- осуществлять контроль доведения сообщения об угрозе совершения тер рористического акта до территориальных органов МВД, ФСБ, МЧС;

- отдать распоряжение начальнику охраны объекта на пропуск спецпод­ разделений ФСБ, УВД, МЧС и сопровождение их по территории объекта к месту вероятного поражения (очагу ЧС);

- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);

- при реальной угрозе проведения крупномасштабного террористического акта (ЧС) отдать распоряжение на вывод из работы (остановку) основного технологического оборудования, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;

- до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных меропиятий, направленных на обеспечение безопасности рабочих и служащих;

- с прибытием оперативной группы территориального органа внутренних дел доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов, обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);

- осуществлять контроль за сбором и подготовкой формирований ГО к ликвидации возможных последствий террористического акта (ЧС), в первую очередь, обеспечить спасение и эвакуацию пострадавшего персонала, локализацию последствий ЧС;

- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию му- . ниципального образования.


2. Начальник смены (диспетчер).

С получением сообщения об угрозе проведения террористического акта (возникновения ЧС),-

обязан:

2.1. При получении сообщения из официальных источников (территориальных правоохранительных органов и органов исполнительной власти ):

-обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;

-записать в журнале полученных и отданных распоряжений (сигналов) дату и время получения сообщения, от кого принято;

-по окончании разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта или лицу, его замещающему.

2.2. При получении сообщения от анонимного источника по телефо­ ну:

- зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

-включить звукозаписывающую аппаратуру, при её наличии, либо под робно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий;

-в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст зво нившего и особенности его речи, а также присутствующий при разговоре зву­ковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, голо­сами людей и др.);

-попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а) куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б) выдвигаются ли им какие-либо требования, если выдвигаются, то ка кие?

в) как и когда с ним можно связаться?

г) кому вы должны сообщить об этом звонке?

в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;

по окончанию разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта или лицу, его замещающему;

после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающему) надлежит:

а) довести сообщение об угрозе до территориальных органов:

внутренних дел (тел._____);

УФСБ по Краснодарскому краю (тел._____);

ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел._____).

б) оповестить руководящий состав объекта в соответствии с распоряжением руководителя объекта или по имеющимся спискам;

в) с разрешения руководителя объекта при реальной угрозе проведения террористического акта (ЧС) приступить к выводу из работы (остановке) основного технологического оборудования в соответствии с определённым регламентом, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;

г) исключить доступ посторонних лиц к узлам управления объекта, допуск сотрудников других подразделений осуществлять только с личного раз­решения руководителя объекта или лица, его замещающего.

д) по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно проинформировать их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и, в дальнейшем, выполнять их требования.

2.3. При получении сообщения в нерабочее время, выходные и празд­ничные дни:

- уточнить у начальника охраны, дежурного персонала участков (цехов) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте или вблизи него;

- доложить о происшедшем руководителю объекта или лицу, его заме­ щающему;

- довести поступившее сообщение, если оно получено из других источников, до территориальных органов:

внутренних дел (тел._____);

УФСБ по Краснодарскому краю (тел._____);

ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел._____).

- отдать распоряжение начальнику охраны на усиление охраны объекта и обеспечение беспрепятственного допуска сотрудников правоохранительных органов и подразделений МЧС;

- отдать распоряжение на немедленную эвакуацию дежурного персонала, не задействованного в обеспечении технологического процесса, с угрожаемого участка (места) территории объекта;

- до прибытия руководства объекта осуществлять контроль за выполнением мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объекта, руководить действиями дежурной смены и охраны;

- по прибытии руководства объекта доложить о ходе выполнения меро приятий по усилению антитеррористической защищенности объекта, состоянии и режимах работы основного технологического оборудования и действовать по его указанию.

3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, обязан:

- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,

- обеспечить своевременное оповещение персонала;

- организовать наблюдение за источником опасности и окружающей средой;

- поставить задачу командирам формирований гражданской обороны (ГО) на обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организовать выдвижение сил и средств ГО объекта к месту ЧС (минирования, взрыва и т.д.);

- организовать медицинскую помощь пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;

- обеспечить контроль за мерами безопасности при ведении аварийно- спасательных и других неотложных работ;

- организовать, при необходимости, радиационную и химическую разведку очага поражения;

- оповестить членов КЧС, обобщить и подготовить предложения по ликвидации (локализации) последствий ЧС;

- проконтролировать выполнение ранее отданных распоряжений, в пер вую очередь, об эвакуации дежурного персонала, не задействованного в обеспечении технологического процесса;

- вести учет прибывших сил и средств ГО и мест их работы, а также контролировать подготовку собственных формирований ГО;

- для организации взаимодействия и решения оперативных вопросов лично находиться в штабе гражданской обороны, контролировать своевременность представления докладов об обстановке и ходе работ по ликвидации ЧС или ее последствий, вести дежурную документацию;

- обеспечить непрерывное управление мероприятиями ГО.

4. Командиры (начальники) формирований ГО объекта.

С получением сигнала оповещения на приведение в готовность, -

обязаны:

- объявить сбор своих формирований;

- осуществить их подготовку к действиям по предназначению;

- организовать получение средств индивидуальной защиты, инструмента;

-осуществить проверку и подготовку техники к применению. В зависимости от складывающейся обстановки, формирования ГО могут применяться как в полном составе, так и последовательно, по мере готовности отдельных групп и звеньев.

5. Персонал объекта обязан:

- при выходе на работу тщательно осматривать свои рабочие места (кабинеты, цеха, коммуникации, участки, подстанции, другие уязвимые для совершения актов терроризма места, а также подсобные помещения и т.д.) на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов - мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств - в сумках, дипломатах, свертках и т.д.;

- при обнаружении на территории объекта посторонних лиц совместно с представителями охранных структур принимать меры к их задержанию с последующим сообщением в территориальные подразделения органов внутренних дел. Особое внимание обращать на подозрительное поведение неизвестных лиц, наличие у них каких-либо предметов, свертков и т.д.;

-при появлении вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ста вить в известность своих руководителей и работников охраны для последующего информирования территориальных органов ФСБ и ГУВД;

-оставлять на хранение в течение рабочего дня в отведенных для этого помещениях сумки, чемоданы, кейсы, другие крупногабаритные вещи и предметы.

II. При обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство.

2.1 Руководитель.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство,-

обязан:

-оценить обстановку и полученную информацию;

- лично или через диспетчера сообщить в территориальные органы:
внутренних дел (тел._____);

УФСБ по Краснодарскому краю (тел._____);

ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел._____).

- при этом обязательно сообщить наименование организации и её адрес, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, другие детали, проин­ формировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- до прибытия оперативно-следственной группы дать указание сотрудни­кам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не при­ ближаться к нему, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафикси­ровать время его обнаружения;

- собрать членов КЧС;

- организовать на безопасном расстоянии (не менее 300 м) личным соста­вом охраны (либо силами сотрудников) оцепление места нахождения подозри­тельного предмета, оградить и перекрыть доступ сотрудников и других лиц к месту его обнаружения;

- отдать распоряжение о запрещении пользования радио- и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;

- отдать распоряжения сотрудникам о подготовке к эвакуации, выключе­нии электроприборов и электрооборудования, о нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, не допускать паники и самостоятельных действий персонала;

- проверить выполнение отданных распоряжений;

- обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнару­ жения предмета, похожего на взрывное устройство, автомашин правоохрани­тельных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных подразделений;

- обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия опе­ ративно-следственной группы и фиксирование их установочных данных;

- с прибытием оперативной группы УФСБ (ГУВД) доложить ее сотрудникам обстановку и передать управление ее руководителю, далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю группы поэтажный план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета;

- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);

- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и создать им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);

- приступить в случае необходимости к эвакуации сотрудников (согласно имеющимся планам эвакуации), с учетом обхода места обнаружения подозри­ тельного предмета;

- при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, на ос­ новных элементах технологического оборудования или вблизи них отдать распоряжение на вывод части или всего технологического оборудования из работы, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;

- получив указание о возможности возвращения на рабочие места, возобновить режим повседневной работы сотрудников;

- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

2.2 Диспетчер.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство,-

обязан:

- немедленно доложить о происшедшем:

а) руководителю объекта (лицу, его замещающему),

б) в территориальный орган УФСБ РФ по Краснодарскому краю (тел.______);

в) в территориальный орган внутренних дел (тел.______);

г) в территориальный орган ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел.______).

- оповестить весь руководящий состав объекта или лиц в соответствии с распоряжением руководителя объекта;

- провести экстренную эвакуацию персонала с угрожаемых участков;

- при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, на основ­ных элементах технологического оборудования или вблизи них с разрешения руководителя объекта (старшего диспетчера) отдать распоряжение на вывод части или всего технологического оборудования из работы, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;

- при прибытии групп правоохранительных органов и аврийно-спасательных подразделений действо­ вать по их указаниям.

2.3 Работник, специально уполномоченный на решение

задач в области гражданской обороны.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство,-

обязан:

- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- доложить дежурному территориального органа ГУ МЧС по Краснодарскому краю;

- обеспечить своевременное оповещение персонала;

- отдать распоряжение о принятии экстренных мер по защите персонала объекта (эвакуации), проведении мероприятий по предупреждению возможной ЧС или снижению ущерба в соответствии с планом действий объекта по преду­преждению и ликвидации последствий ЧС;

- организовать вывод персонала объекта из зоны возможного поражения;

- оповестить руководителей (начальников) формирований ГО объекта, отдать распоряжения о подготовке формирований к ликвидации возможных последствий взрыва.

2.4 Командиры формирований ГО объекта обязаны.

С получением сигнала оповещения на приведение в готовность объявляют сбор своих формирований и осуществляют их подготовку к действиям по предназначению.

2.5 Персонал объекта обязан:

- при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве) немедленно сообщить руководителю подразделения и сотрудникам охраны;

- не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д.) целостность обнаруженных предметов;

- осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, место нахождения;

- принять меры к закрытию и опечатыванию денежных хранилищ, касс и других помещений, где находятся материальные ценности;

- выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;

- оставаясь на рабочем месте, выполнять указания руководителя;

- подготовиться к эвакуации, прослушав сообщение по сети оповещения об эвакуации (или по распоряжению руководителя), организованно покинуть помещение, соблюдая меры предосторожности.

2.6. Подразделение охраны

Контролёр КПП, постовой (охранник) обязан:

- доложить начальнику смены охраны (караула) и действовать по его указанию.

Начальник смены охраны (караула) обязан:

-доложить об обнаружении предмета:

а) в территориальный орган внутренних дел (тел.______);

б) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю

(тел.______);

в) начальнику подразделения охраны;

г) руководителю объекта;

д) диспетчеру.

- оградить место расположения подозрительного предмета, выставив на безопасном расстоянии (не менее 300 м) пост и перекрыть доступ людей к подозрительному предмету;

- при прибытии сотрудников правоохранительных органов организовать их встречу и сопровождение к месту расположения подозрительного предмета;

- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей;

- о ходе работ по опознанию, ликвидации (локализации) подозрительного предмета сотрудниками правоохранительных органов докладывать руководителю объекта, диспетчеру.

Начальник подразделения охраны обязан:

- доложить об обнаружении предмета похожего на взрывное устройство руководителю объекта;

- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;

- оказывать содействие прибывшим сотрудникам правоохранительных органов;

- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей;

-о ходе и результатах обезвреживания (ликвидации) взрывного устройства докладывать руководителю объекта, диспетчеру.

3. При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта (минировании).

3.1 Руководитель:

При получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта лично,-

обязан:

- при наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь;

- при наличии звукозаписывающей аппаратуры извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Установить на её место другую;

- при отсутствии АОНа и звукозаписывающей аппаратуры:

а) дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

б) по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его (её) ре­ чи:

-голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.);

- темп речи (быстрый, медленный);

- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с ак­ центом или диалектом);

- манера речи (развязная, с*издевкой, с нецензурными выражениями);

- состояние (спокойное, возбужденное).

в) в ходе разговора обязательно отметить:

- звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, му­ зыка, звук теле- радиоаппаратуры, голоса и др.);

- тип звонка (городской или междугородный);

- зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

- по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие во­просы:

а) куда, кому, и по какому телефону звонит этот человек?

б) какие требования он (она) выдвигает?

в) выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

г) на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманно­ го?

д) как и когда с ним (ней) можно связаться? е) кому сообщить об этом звонке?

- добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких - либо действий;

- если возможно, еще в процессе разговора сообщить в правоохранитель­ ные органы, а если такой возможности нет - по окончании разговора;

- если есть опасения, что телефон прослушивается преступниками, пере­ звонить с другого номера телефона;

- проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предпри­ ятий;

- отдать распоряжение на усиление охраны объектов, поиск подозритель­ ных предметов в предполагаемых местах минирования;

- организовать эвакуацию персонала с угрожаемого участка (места) тер­ ритории объекта, а при невозможности определения конкретного участка (мес­та) - со всего объекта;

- при реальной угрозе минирования основного технологического оборудования отдать распоряжение на вывод из работы части или всего технологиче­ского оборудования;

- с прибытием оперативной группы территориального органа УФСБ (ГУВД) доложить обстановку, передать управле­ние ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);

- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористическо­го акта (ЧС);

- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муници­ пального образования.

3.2. Диспетчер обязан:

Действия диспетчера в нерабочее время аналогичны действиям руково­ дителя объекта, при этом дополнительно им осуществляется комплекс подгото­вительных мер по выводу из работы основного технологического оборудова­ния.

3.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, обязан:

- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- по распоряжению руководителя ввести "Режим повышенной готовно­ сти";

- провести предварительную оценку обстановки;

- собрать членов КЧС, подготовить данные для работы комиссии;

- отдать распоряжение начальникам (командирам) формирований на при­ведение их в готовность к применению;

- доложить о проводимых мероприятиях в территориальный орган ГУ МЧС по Краснодарскому краю.

  1. Командиры формирований ГО объекта:

Руководители (начальники) формирований объявляют сбор своих форми­ рований и осуществляют их подготовку к возможным действиям.

3.5 Подразделение охраны:

Контролёр КПП, постовой (охранник) обязан:

- доложить о полученной информации начальнику смены охраны (карау­ ла);

- прекратить доступ людей и автотранспорта на объект;

- действовать по указанию начальника смены охраны (караула).

Начальник смены охраны (караула) обязан:

- доложить:

а) в территориальный орган УФСБ РФ по Краснодарскому краю (тел.______);

б) в территориальный орган внутренних дел (тел.______);

в) начальнику подразделения охраны;

г) руководителю объекта;

д) диспетчеру;

- поднять смену (караул) "По тревоге ";

- довести полученную информацию до всех постов, прекратить доступ людей и автотранспорта на объект;

- при установлении места минирования организовать его ограждение и охрану (на безопасном расстоянии);

- при прибытии сотрудников правоохранительных органов указать место происшествия, дать краткую оперативную информацию и действовать по их указанию;

- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей.

Начальник подразделения охраны обязан:

- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подраз­делений правоохранительных органов и ГУ МЧС по Краснодарскому краю.

4. При захвате заложников на объекте.

4.1. Руководитель.

С получением информации о захвате заложников на территории объекта, -

обязан:

-сообщить лично или через диспетчера:

а) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю (тел.______);

б) в территориальный орган внутренних дел (тел._____).

в) в территориальный орган прокуратуры (тел._____).

- при этом обязательно сообщить наименование организации и её адрес, от кого поступила информация, требования лиц, захвативших заложников и ме­сто их нахождения, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- принять меры к пресечению возможной паники, в случае необходимо­ сти подготовить эвакуацию сотрудников, посетителей и т.д.;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;

- при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

- инициативно не вступать в переговоры с террористами;

- принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект со­трудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных подразделений, автомашин скорой медицинской по­мощи;

- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);

- с прибытием оперативной группы территориального органа УФСБ (ГУВД) доложить обстановку, передать управле­ние её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и обеспечить им условия для проведения мероприятий;

- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муници­ пального образования.

4.2 Диспетчер обязан.

Действия диспетчера в нерабочее время аналогичны действиям руково­ дителя объекта, при этом он дополнительно осуществляет комплекс подготови­тельных мер по выводу из работы основного технологического оборудования.

4.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, обязан:

- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, состав имею­щихся на данный момент аварийных бригад и их состояние;

- обеспечить сбор членов КЧС в безопасном месте;

- приступить к подготовке формирований ГО объекта для ликвидации возможных последствий ЧС, при этом все мероприятия проводить лишь в слу­чае полного исключения возможности наблюдения со стороны преступников.

4.5. Командиры формирований ГО объекта обязаны:

Командиры формирований осуществляют сбор своих формирований в безопасных местах и осуществляют их предварительную подготовку к действи­ям по ликвидации наиболее вероятных для объекта последствий ЧС.

4.6. Действия сотрудников.

В случае захвата заложников на объекте сотрудники обязаны:

- постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности ре­чи и манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передви­жения и т.д.;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;

- стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

- при необходимости выполнять требования нападающих, действовать с максимальной задержкой, но без риска для жизни окружающих и своей собст­венной;

- на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступни­ ков;

- при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим) со­ общить сотрудникам правоохранительных органов информацию о складываю­щейся ситуации и преступниках.

При проведении спецслужбами операции по освобождению от пре­ступников руководитель подразделения и сотрудники обязаны неукосни­тельно соблюдать следующие требования:

- лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

- не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступников;

- если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;

- при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери кро­ ви.


4.7. Подразделение охраны.

Контролёр КПП, охранник (караульный) обязан:

- при захвате заложников на объекте нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны;

- доложить начальнику караула полученную информацию о захвате за­ложников на объекте;

- действовать по указанию начальника охраны (караула).

Начальник смены охраны (караула) обязан:

- нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны МВД;

- поднять охрану (караул) "По тревоге";

- доложить:

а) руководителю объекта;

б) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю (тел._____);

в) в территориальный орган внутренних дел (тел._____);

г) начальнику подразделения охраны;

д) диспетчеру;

- довести полученную информацию до всех постов;

- прекратить доступ людей и автотранспорта на охраняемый объект;

- организовать встречу и сопровождение сотрудников правоохранитель­ ных органов к месту удержания заложников;

- о ходе работ по освобождению заложников докладывать руководителю объекта и начальнику подразделения охраны.

Начальник подразделения охраны обязан:

- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подраз­ делений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;

- доложить о чрезвычайной ситуации руководителю объекта;

- доложить о ходе и результатах мероприятий по освобождению за­ложников руководителю объекта, руководству подразделения охраны.

5. При совершении на объекте террористического акта (взрыв, под­ жог и т.д.) или другой крупной ЧС.

5.1 Руководитель обязан:

- оценить обстановку;

- обеспечить своевременное оповещение персонала (согласно схемы опо­ вещения);

- лично или через диспетчера сообщить:

а) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю (тел._____);

б) в территориальный орган внутренних дел (тел._____).

в) в территориальный орган прокуратуры (тел._____).

- при этом обязательно сообщить наименование организации и её адрес, ха­ рактер происшествия, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- с прибытием оперативной группы территориального органа УФСБ (ГУВД) доложить обстановку, передать управле­ние ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);

- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и аврийно-спасательных служб и обеспечить им условия для прове­дения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации послед­ствий террористического акта (ЧС);

- организовать разведку очага поражения, сбор и анализ информации, принять решение на ликвидацию последствий ЧС;

- при необходимости организовать безаварийную остановку производст­ ва;

- организовать наблюдение за состоянием окружающей среды и источни­ ками опасности;

- поставить задачу командирам формирований ГО на обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организовать выдвижение сил и средств к месту аварии (ЧС) на терри­ тории объекта;

- организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуа­ цию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;

- обеспечить контроль замерами безопасности при ведении аварийно- спасательных и других неотложных работ;

- обеспечить непрерывное управление мероприятиями ГО;

- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муници­ пального образования.


5.2. Диспетчер.

С получением сигнала (информации) о возникновении ЧС, -

обязан:

- доложить руководителю объекта и оповестить руководящий состав (со­ гласно схеме оповещения);

- организовать безаварийную остановку производства;

- принять все меры по оповещению и укрытию персонала объекта;

- организовать разведку очага (объекта) поражения (аварии, разрушения и т.д.), оценить обстановку, привести в готовность имеющиеся силы для аварий­но-спасательных и других неотложных работ;

- отдать распоряжения по принятию мер к спасению раненых и поражен­ ных, оказанию первой медицинской помощи.

- сообщить:

а) в территориальный орган ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел.______);

б) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю
(тел.______);

в) в территориальный орган внутренних дел (тел.______).

- организовать выдвижение сип и средств к месту аварии или катаст­ рофы на территории объекта.

5.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

С получением сигнала (информации) о возникновении ЧС,-

обязан:

- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечить немедленное доведение сигнала о возникновении ЧС до ру­ ководящего состава, рабочих и служащих, обеспечить сбор членов КЧС;

- ввести режим ЧС на объекте, выполнить мероприятия по обеспечению действий сил и средств объектового звена ЧС;

- организовать сбор данных об обстановке от формирований разведки, подразделения ГУ МЧС по Краснодарскому краю, их анализ и обобщение;

- принять экстренные меры по защите персонала объекта;

- осуществлять контроль выполнения Плана предупреждения и ликвида­ ции последствий ЧС объекта;

- принять участие в работе КЧС, своевременно доводить распоряжения председателя КЧС и вышестоящих органов до исполнителей.

5.4. Командиры формирований ГО объекта.

С получением сигнала на приведение в готовность сил для ликвидации последствий ЧС, -

обязаны:

- прибыть в места сбора;

- организовать подготовку техники, инструмента, средств механизации и защиты к применению;

- уточнить задачу, оповестить жителей жилого сектора прилегающего к объекту;

- осуществлять мероприятия по укрытию персонала, выдаче средств ин­ дивидуальной защиты, приборов радиационного и химического контроля на рабочих местах и в защитных сооружениях из запасов объекта;

- организовать сбор данных об обстановке, сложившейся на объекте;

- произвести доукомплектование сохранившихся формирований ГО объ­ екта с последующим проведением аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ;

- осуществлять постоянное наращивание сил и средств, привлеченных для ведения АСиДНР, за счет сил объекта и прибывающих подразделений му­ниципального образования;

- осуществлять меры по поддержанию и восстановлению работоспособ­ ности формирований ГО.

5.5. Подразделение охраны.

Контролер, охранник (караульный) обязан:

-доложить начальнику охраны (караула) и действовать по его указанию.

Начальник смены охраны (караула) обязан:

- нажать КТС, выведенную на ГЩО вневедомственной охраны;

- поднять караул "По тревоге";

- доложить диспетчеру, выяснить у него предполагаемые последствия случившегося и их влияние на людей, необходимые средства защиты;

- усилить охрану с учетом обстановки;

- доложить:

а) начальнику подразделения охраны;

б) в территориальный орган ГУ МЧС по Краснодарскому краю (тел.______);

в) в территориальный орган УФСБ по Краснодарскому краю (тел._________);

г) в территориальный орган внутренних дел (тел.______).

- прекратить доступ людей и автотранспорта на территорию объекта;

- при прибытии сотрудников правоохранительных органов доложить им краткую оперативную обстановку и действовать по их указанию.

Начальник подразделения охраны обязан:

- принять доклад от начальника смены охраны (караула);

- доложить руководителю объекта;

- уточнить у председателя КЧС обстановку и дать указания начальнику смены охраны (караула);

- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подраз­ делений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;

- по прибытии сотрудников правоохранительных органов доложить им оперативную обстановку и действовать по их указаниям;

- о ходе и результатах мероприятий по ликвидации последствий (локали­ зации) чрезвычайной ситуации докладывать руководству объекта.


Антитеррористическая комиссия

Краснодарского края



Дата изменения: 05.11.2014 15:14:55
Количество показов: 2772

Возврат к списку